Система контроля качества
Наиважнейшей целью деятельности аудиторской организации является достижение высокого качества выполнения всех аудиторских заданий.
Функционирующая в аудиторской организации система контроля качества основана на требованиях Федерального закона «Об аудиторской деятельности», Международного стандарта контроля качества 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг" (МСКК 1), Международного стандарта аудита 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности" (МСА 220), введенных на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н, а по вопросам, по которым действующим МСКК 1 и МСА 220 соответствующие требования не установлены либо установлены в объеме (по характеру), меньшем, чем предусмотрено, соответственно на требованиях МСК 1 "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг", МСК 2 "Проверка качества выполнения заданий», Международным стандартом аудита 220 (пересмотренный) "Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", принятых в соответствии с ними внутрифирменных стандартах, которые предусматривают контрольные процедуры на всех этапах выполнения заданий по аудиту с целью соблюдения правил независимости, норм профессиональной этики, предупреждения возможного конфликта интересов, недопущения выдачи аудиторского заключения, не соответствующего условиям аудиторского задания, а также требования и процедуры, направленные на соблюдение аудиторской тайны, коммерческой, налоговой, банковской тайны лиц, которым оказывались услуги, неразглашение инсайдерской информации, персональных данных, иных конфиденциальных сведений и информации, не подлежащих разглашению в соответствии с действующим законодательством.

Заявление руководителя аудиторской организации о соблюдении аудиторской организацией и аудиторами требований профессиональной этики и независимости, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" Руководство аудиторской организации заявляет о соблюдении аудиторской организацией и аудиторами требований профессиональной этики, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", Кодексом профессиональной этики аудиторов (приложение к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 21.05.2019 № 47), Кодексом профессиональной этики аудиторов (утвержден решением Правления НП ААС протокол от 13.03.2015 № 167) с изменениями, основанными на них внутрифирменными Правилами и процедурами выявления угроз нарушения основных принципов этики, оценки их значимости и применения мер предосторожности, согласно которым аудиторы обязаны соблюдать основные принципы этики (честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение) и концептуальный подход, который должен применяться к выявлению и оценке угроз нарушения основных принципов этики, а также принятию мер в ответ на данные угрозы.
Аудиторская организация принимает меры по недопущению действий, влекущих возникновение конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации может повлиять на мнение такой аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Руководство аудиторской организации заявляет о соблюдении аудиторской организацией и аудиторами требований независимости, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Меры, принимаемые аудиторской организаций для обеспечения независимости аудиторской организации и независимости аудиторов основаны на Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренных Советом по аудиторской деятельности 19.12.2019, протокол № 51 (с изменениями), Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации "Содружество", утверждены Решением Правления НП ААС от 22.07.2016, протокол № 225 (с изменениями), принятых внутрифирменных Процедур выявления и оценки обстоятельств и отношений, создающих угрозы независимости, принятия соответствующих действий для устранения таких угроз или сведения их до приемлемого уровня путем принятия надлежащих мер предосторожности или (если необходимо) отказа от выполнения задания, проверки соблюдения независимости работниками аудиторской организации, Процедур доведения требований в отношении независимости до сведения работников аудиторской организации и иных лиц, которые должны соблюдать такие требования, согласно которым все руководители и сотрудники аудиторской организации обязаны знать, понимать и выполнять требования и ограничения, установленные статьей 8 Независимость аудиторских организаций, аудиторов Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», указанными Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, Международными стандартами аудита и контроля качества аудита, введенными на территории Российской Федерации приказами Минфина России, МСК 1 "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг", МСК 2 "Проверка качества выполнения заданий», а также неукоснительно соблюдать установленные процедуры, направленные на соблюдение Правил независимости.
Внутренние проверки соблюдения требований независимости аудиторской организации и аудиторов, документирование результатов проверки проводятся при принятии клиента на обслуживание, продолжении сотрудничества с имеющимися клиентами, в ходе выполнения аудиторских заданий, контроля качества оказываемых аудиторских услуг, мониторинга (инспекции) завершенных аудиторских заданий, а также путем получения ежегодных заявлений сотрудников в адрес руководства о соблюдении правил независимости.
Заявление руководителя аудиторской организации о наличии и результативности системы внутреннего контроля аудиторской организации
Руководство аудиторской организации заявляет об ответственности за разработку, внедрение, мониторинг и обеспечение соблюдения на постоянной основе правил и процедур обеспечения качества предоставляемых аудиторских, сопутствующих аудиту и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг согласно требованиям, предусмотренным статьей 10 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Руководство аудиторской организации заявляет о наличии и результативности системы внутреннего контроля аудиторской организации, основанной на выполнении требований МСК 1 "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг", МСК 2 "Проверка качества выполнения заданий», МСКК 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н), МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н), подходов, изложенных в Концепции качества аудита (A FrameworkForAuditQuality: KeyElements), для реализации которых на постоянной основе выполняются:
Процедура признания обеспечения качества услуг как первостепенной задачи;
Процедура доведения до сведения работников аудиторской организации принципов и процедур контроля качества услуг, а также целей, для достижения которых они установлены;
Процедура проверки независимости аудиторской организации и аудиторов, выполняющих задание;
Процедуры получения заявления руководителя аудита о принятии общей ответственности за управление качеством и обеспечение качества при выполнении аудиторского задания, а также ответственности за результаты аудита;
Процедура осуществления надзора за выполнением аудиторских заданий;
Процедура проверки рабочих документов аудитора и обсуждения работы с участниками аудиторской группы в целях подтверждения достаточности и надлежащего характера полученных аудиторских доказательств, подтверждающих сделанные выводы;
Процедура определения профессиональной компетентности лица, осуществляющего контроль качества выполнения аудиторского задания;
Процедуры получения заявления лица, осуществляющего контроль качества выполнения аудиторского задания, о принятии ответственности за проведение проверки качества выполнения аудиторского задания;
Процедура контроля рисков аудиторской организации в отношении заказчика аудиторских услуг;
Процедура ротации руководителей аудита.
В системе контроля качества также реализованы Политика в области мониторинга системы контроля качества завершенных заданий и Политика в области обучения и информации, а также требования и процедуры, направленные на соблюдение аудиторской тайны, коммерческой, налоговой, банковской тайны лиц, которым оказывались услуги, неразглашение инсайдерской информации, персональных данных, иных конфиденциальных сведений и информации, не подлежащих разглашению в соответствии с действующим законодательством.

Описание мер, принимаемых в аудиторской организации в целях обеспечения ротации руководителей аудита
В случае привлечения лица к выполнению задания по аудиту для одного и того же аудируемого лица на протяжении длительного периода времени могут возникнуть угрозы близкого знакомства, личной заинтересованности. Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций – членов Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество», утверждено решением Правления НП ААС от 22.07.2016 г. протокол № 225 (с изменениями) установлено, что в случае, когда аудируемое лицо является общественно значимой организацией, аудитор не должен выполнять любую из следующих функций, в том числе если несколько таких функций выполняются последовательно, в течение периода, превышающего суммарно семь лет («период вовлечения»):
a) руководителя задания;
б) лица, назначенное ответственным за проверку качества выполнения задания;
в) другого ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту.
После истечения периода вовлечения, аудитор не должен вовлекаться в аудит («период невовлечения») этого же заказчика аудита.
В целях обеспечения требований, установленных указанными Правилами независимости, в аудиторской организации утверждены критерии, позволяющие своевременно распознать возникшую угрозу близкого знакомства, личной заинтересованности, требующую принятия соответствующих мер безопасности для ее сведения до приемлемого уровня в случаях, когда одни и те же работники назначаются в течение длительного времени на одно и то же задание, обеспечивающее уверенность, а также процедуры её устранения или принятия мер по снижению угрозы до приемлемого уровня путем принятия надлежащих мер предосторожности.
Содержание критериев распознавания угрозы привычности:
Характер задания – аудиторские задания, обеспечивающие уверенность;
Привычность для общественно значимых организаций – согласно Правилам независимости 7 лет, согласно политике аудиторской организации составляет 7 лет;
Привычность для не общественно значимых организаций – согласно Правилам независимости не установлена, согласно политике аудиторской организации составляет 7 лет.
Применяяконцептуальный подход к соблюдению основных принципов этики, аудиторская организация может сделатьвывод о том, что продолжение выполнения лицом функций лица, осуществляющегоруководство заданием по аудиту, не является уместным несмотря на то, что периодвовлечения данного лица в аудит составляет менее семи лет.
Мерами для устранения угроз близкого знакомства,личной заинтересованности являютсяротация соответствующего лица из составааудиторской группы, а также:
а) изменение функции лица в составе аудиторской группы либо характера имасштаба задач, выполняемых данным лицом;
б) проведение надлежащим проверяющим лицом проверки работы,выполненной соответствующим участником аудиторской группы;
в) регулярные независимые внутренние или внешние проверки качества выполнения задания.
Оперативный учет состава и функциональных обязанностей руководителей аудиторских заданий,лиц, назначенных ответственным за проверку качества выполнения задания, других ключевых лиц, осуществляющих руководство заданием по аудиту, ведется в Плане ротации руководителей заданий, осуществляющих руководство аудитом одного и того же общественно значимого хозяйствующего субъекта.
План ротации разрабатывается заместителем генерального директора, ответственным за функционирование системы контроля качества аудиторских услуг с учетом специфики деятельности аудиторской организации, зависящей от масштаба и характера ее деятельности по типовой форме, рекомендованной решением Правления НП ААС протокол № 158 от 26 декабря 2014 г.
Made on
Tilda